Главная - Гуманитарные - Психология - Личность в процессе общения

Личность в процессе общения

  • Тема: Личность в процессе общения
  • Автор: Валерий
  • Тип работы: Курсовая
  • Предмет: Психология
  • Страниц: 31
  • Год сдачи: 2007
  • ВУЗ, город: Москва
  • Цена(руб.): 1500 рублей

Купить


Выдержка

Введение
Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение является неотъемлемой частью существования таких областей жизнедеятельности че-ловека как образование, наука и искусство, в свою очередь, тесно взаимосвя-занных между собой в силу диалогичности своей сущности. Ярким доказа-тельством этому служит глубокая связь культуры и образования.
С изменением социальной ситуации, наметились коренные перемены во взглядах на сущность и содержание образования. В современных условиях оно рассматривается как компонент культуры, являющийся «основным сред-ством развития гуманистической сущности человека». Говоря о том, что об-разование обладает культурно-гуманистическими функциями, мы имеем в виду то, что оно функционирует в контексте культуры, являясь неотъемле-мой ее частью, выступая при этом средством созидания и трансляции куль-турных ценностей, что позволяет человеку приобщиться к ним, а также рас-крыть и реализовать собственный творческий потенциал.
Общение включает в себя все разнообразие духовных и материальных форм бытия человека и является при этом его насущной потребностью. Вполне обоснован тот факт, что изучению проблем общения уделяется зна-чительное внимание в исследовании отечественных и зарубежных ученых, представляющих различные направления человекознания. (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, Г.С.Батищев, А.А.Бодалев, М.Бубер, Л.П.Буева, Л.С.Выготский, А.Б.Добрович, М.С.Каган, В.А.Калиненко, Я.Л.Коломенский, И.Б.Котова, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Б.Ф.Ломов, К.Лоренц, А.А.Мелик-Пашаев, Дж.Мид, В.И.Мяснищев, Т.Парсонс, А.В.Петровский, В.А.Петровский, Ж.П.Сартр, Р.К.Терещук, Э.Уилсон, М.Хайдеггер, К.Чери, Т.Шебутани, Е.Н.Шиянов, А.Эспинас, К. Ясперс и др.). И как закономерный результат отсутствие единства в толко-вании природы происхождения, сущности и структуры процесса общения.
Так, можно проследить принципиальные расхождения в вопросе о про-исхождении общения. Философы С.М.Каган, Дж.Мид, Т.Парсонс, К.Чери, К.Ясперс и психологи Б.Г.Ананьев, Я.Л.Коломинский, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Б.Ф.Ломов, Е.Мелибруда, А.В.Петровский, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др. стоят на позиции социокультурного общения. С точки зрения данных авторов, общение выступает непременным условием существования любых форм социальной и индивидуальной жизни человека.
Потребность в общении является первичной социальной потребностью человека в онтогенезе. В процессе разнопланового общения индивид разви-вается как личность, приобщаясь к культурным нормам и нравственным за-конам своего общества. В общении же он реализуется как активный, само-бытный и творческий субъект. Отдельный человек как нечто обособленное, не заключает в себе человеческой сущности. Она проявляется только в обще-нии, единстве человека с человеком.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и прежде всего его этического развития. Этот первый опыт во мно-гом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Множество негативных и дест-руктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жес-токость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои исто-ки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотре-нию рзвития отношений детей друг с другом на самых ранних этапах онто-генеза с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологиче-скую природу возникающих на этом пути деформаций.
Поскольку ребенок вступает в отношения с другими людьми с первых дней жизни, можно полагать, что онтогенетические истоки нравственности следует искать в самом начале развития человека. В предыдущих лекциях было показано, что межличностные отношения основаны на двух противоре-чивых началах предметном и личностном, причем в основе нравственности лежит личностное отношение к другому.
Целью данной работы является проведение анализа теоретического и практического материала, посвященного становлению личности в процессе общения.
Согласно данной цели, сформированы следующие задачи:
Дать определение понятия «личность»
Рассмотреть стадии развития личности
Проанализировать теоретическую базу научных взглядов на про-цесс общения как культурного феномена жизнедеятельности че-ловека
Попытка проследить зарождение и развитие личностного и пред-метного начала в отношениях ребенка с другими людьми, начи-ная с момента его рождения, на протяжении первых лет жизни.
Данный курсовой проект сформирован в виде введения, двух глав, за-ключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Личность и общение: теоретические аспекты
1.1. Понятие личности, ее структура и факторы формирования
Наверное, ни одно из понятий общественных наук не является столь многозначным, неопределенным и дискуссионным, как понятия «человек» и «личность». В обыденном сознании они часто отождествляются. Однако в научных целях желательно различать такие понятия, как «человек», «инди-вид», «личность», «индивидуальность».
Понятие «человек» целесообразно использовать как родовую характе-ристику, т. е. как принадлежность к человеческому роду, как биосоциокуль-турную категорию.
Когда речь идет об одном, конкретном человеке используют понятие «индивид». Понятие «индивидуальность» применяется для выражения непо-вторимости, уникальности конкретной личности.
Понятие «личность» раскрывает социальную характеристику человека, т. е. те его стороны деятельности и поведения, которые связаны с его участи-ем в жизни общества, социальных групп. Личность это целостность соци-альных свойств человека, продукт общественного развития и включения ин-дивида в систему социальных отношений посредством активной деятельно-сти и общения .
Становление понятия «личность» связано с возникновением в Древней Греции определенного слоя людей (ремесленников, купцов, мастеров ис-кусств и др.), которые в результате использования своих особых способно-стей смогли выделиться из античного общества . Их отличие от окружающих людей стало их отличительной, хоть и нелестной, личной характеристикой. Само же название понятие «личность» имеет латинское происхождение и оз-начает маску, маскирующую человеческое «Я», роль, данную индивиду об-ществом.
В современной социологии существуют два подхода к рассмотрению понятия «личность». Первый когда под личностями подразумеваются лишь те люди, которые обладают определенными (как правило, положительными) качествами, отличающими их от других индивидов. В соответствии с другим подходом каждый человек является личностью и отличается от других своими неповторимыми особенностями, как биосоциокультурное существо. Попросту говоря, тем, кто он есть.
Учитывая конкретно-научные данные о человеке, которыми распола-гают современные науки, можно выделить три неразрывно взаимосвязанных и взаимообусловленных уровня личности:
биологический, представленный определенными генетически детер-минированными, психофизиологическими задатками: естественными по-требностями, предрасположенностью к определенным видам деятельности и поведения, к развитию интеллекта, мышления, речи и т.д.
духовный, выступающий как внутренняя субъективная реальность, идеальный мир человека, его «Я». Чаще этот уровень определяют как психо-логический. Однако человеческая психика и духовность это разнопорядко-вые понятия. Духовность, на наш взгляд, формируется как результат взаимо-действия психофизиологических и социокультурных компонентов;
социальный, собственно личностный, включает те свойства личности, которые вырабатываются в процессе ее участия в жизни общества, социаль-ных групп; ценностные ориентации, совокупность социальных знаний, уме-ний, навыков, привычек и т.д., необходимых для выполнения многочислен-ных соцальных ролей.
Любое умаление роли одного из личностных уровней может привести к серьезному искажению, ущербности, неполноте анализа личности .
Однако ядром личности, по нашему мнению, все же является духовный уровень, т.к. духовность наиболее полно выражает человеческую сущность.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Личность и общение: теоретические аспекты 6
1.1. Понятие личности, ее структура и факторы формирования 6
1.2. Становление и формирование личности 10
1.3. Общение как культурный феномен жизнедеятельности человека 12
Глава 2. Развития общения и отношения к сверстнику в раннем и дошкольном возрасте 16
2.1. Младенчество: истоки личностного отношения к себе и к другому 16
2.2. Особенности общения и межличностных отношений у детей раннего возраста (от 1 до 3-х лет) 19
2.3. Развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте 23
Заключение 29
Список литературы 31

Литература

1. Алешина, Ю.Б., Петровская, Л.А. Психология общения: Психо-логическая компетентность пропагандиста. М., 2001.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.. 2000
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во «Новое зна-ние», 2000.
4. Батаршев А.В. Психология поведения. М., 2004. 265 с.
5. Батищев Г.С. Особенности глубинного общения. //Вопросы фи-лософии, № 3, 2005. с. 109-129.
6. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. М., 2000.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2000. 189 с.
8. Бодалев А. Личность и общение. Издательство: М.: Педагогика, 1983. 271 с.
9. Бодалев, А.А. Личность и общение // Избр. тр. М., 2003.
10. Бодалев, А.А. Психология общения. М., 2000.
11. Бодалев, А.А., Ковалев, Г.А. О познавательных процессах в об-щении // Когнитивная психология. М., 2004.
12. Брудный, А.А., Сыдыкбекова, Д.С. Общение и деятельность // Эргономика. М., 2006.
13. Брушлинский, А.В., Поликарпов, В.А. Мышление и общение. Самара, 2000. 123 с.
14. Вестник СевКавГТУ Серия «Гуманитарные науки», №1 (11), 2004
15. Волков П. Разнообразие человеческих миров. М.: Изд-во «ЭКСМО-Арс», 2002.
16. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со свер-стником у детей раннего возраста. // Развитие общения дошколь-ников со сверстниками. М.: Педагогика, 1989.
17. Горянина, В.А. Психология общения. М., 2002. 415 с.
18. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. М., 2002.
19. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избран-ные статьи. СПб, 2001, с.263
20. Куницына, В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличност-ное общение. М., 2002 .
21. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Л. М. , 1975.
22. Лисина М.И. Общение, личности и психика ребенка. Москва Воронеж, 1997.
23. Межличностные отношения ребенка от рож-дения до семи лет (под ред. Е.О. Смирновой). Москва Воронеж, 2001.
24. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии, 2000, № 5.
25. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т. 2. 2-е изд., доп. Самара: Издат. Дом «Бахрах», 2001. 544 с.
26. Смирнова Е.О., Утробина ВТ. Развитие отношения к сверстнику у дошкольников. // Вопросы психологии, 1996, № 3.
27. Солодникова И. В. Социальная идентичность и жизненный путь личности. М. , 2003
28. Столин В. В. Самосознание личности. М. , 2003.
29. Столяров Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
30. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П. и др. Азбу-ка общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Издательство: «Детство-Пресс», 2007, 380 с.
31. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманитаризации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов на-Дону: РИО АО «Цветная печать», 2005.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  


Похожие работы

Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Проблема нравственного воспитания детей с нарушенным интеллектом Курсовая 2010 29 БИЭФ 1500 Купить Курсовая на заказ
Гештальт-терапия Курсовая 2007 29 Москва 1500 Купить Курсовая на заказ
Проблема игромании: самооценка личности Курсовая 2007 44 Москва 1500 Купить Курсовая на заказ
Особенности механизмов психической защиты у лиц, переживших психическую травму Курсовая 2007 30 Москва 1500 Купить Курсовая на заказ
Вредные и патологические привычки у детей Курсовая 2007 32 Москва 1500 Купить Курсовая на заказ
Проблема адаптации ребенка в творческом коллективе (кружок, студия, музыкальная школа) Курсовая 2006 29 ВСГАКИ 1500 Купить Курсовая на заказ
Коррекиця агрессивного поведения дошкольников Курсовая 2007 31 Томск 1500 Купить Курсовая на заказ
Необходимость психологической помощи в вооруженных силах РФ Курсовая 2007 25 филиал ММСИ, Петрозаводск 1500 Купить Курсовая на заказ
Взаимосвязь поведения в стрессовых ситуациях и склонности к психосоматическим заболеваниям Курсовая 2007 36 МГППУ(Москва) 1500 Купить Курсовая на заказ
Влияние семьи на становление личности Курсовая 2007 29 Москва 1500 Купить Курсовая на заказ

Заказать Персональную Работу