Главная - Гуманитарные - Культурология - Культура эпохи Просвещения.

Культура эпохи Просвещения.

  • Тема: Культура эпохи Просвещения.
  • Автор: Ольга
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Культурология
  • Страниц: 16
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: Санкт-Петербург
  • Цена(руб.): 500 рублей

Купить


Выдержка

1. Зарубежая культура эпохи Просвещения
Особое место этой эпохи, охватывающей конец XVII-XVIII вв., отразилось в полученных ею эпитетах "Век разума", "Эпоха Просвещения.
Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение в основах своих де-мократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспи-тании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Как всякая значи-тельная культурно-историческая эпоха. Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно понее на практике.
Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии философии и духов-ной культуры в Европе.
1.1. Главные ценности эпохи Просвещения
Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что че-ловек обладает разумом, духовной и физической силой Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в ус-тановлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы про-светителей волнует идея равенства, что только перед Богом, но и перед закона-ми, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед че-ловечеством - первый характерный признак эпохи Просвещения.
Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распро-странении знаний. И не без их участия в эпоху Просвещения победу одержал ра-ционализм, развившийся в западноевропейской мысли еще в Средние века. В статье "Ответ на вопрос: что такое Просвещение?" И. Кант писал:
Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершенноле-тия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть не-способность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им.
Неудивительно, что религия в той форме, в какой преподносила ее цер-ковь, казалась просветителям-атеистам в пылу борьбы крайностей врагом чело-века. В глазах просветителей-деистов. Бог превратился в силу, которая лишь внесла определенный порядок в извечно существовавшую материю. В эпоху Просвещения стало особенно популярным представление о Боге как великом ме-ханике и о мире как огромном механизме.
Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселен-ная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму зако-нам. Победа разума - второй характерный признак эпохи.
Третий характерный признак эпохи Просвещения - исторический опти-мизм.
Эпоха Просвещения по праву может быть названа "золотым веком утопии". Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять чело-века к лучшему, "рационально" преобразовывая, политические и социальные ус-тои.
Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило "естественное" или "природное" состояние общества, не ведающего частной собственности и угне-тения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного ни-щетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не "по искусст-венным" законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности.
Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщ-ности и ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей - проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность по-строения гармонического общества.
Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII в.
Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. С 1689 г. - года последней революции в Англии - начинается эпоха Просвещения. Это была славная эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: про-мышленной - в Англии, политической - во Франции, философской и эстетиче-ской - в Германии. За сто лет - от 1689 до 1789 гг. - мир изменился. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные от-ношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции.
XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, эко-номистов, литераторов нового века Просвещения.
В философии Просвещение выступало против всякой метафизики (науки о сверхчувственных принципах и началах бытия). Оно содействовало развитию любого рода рационализма (признающего разум основой познания и поведения людей), в науке - развитию естествознания, достижение которого оно часто ис-пользует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. Не случайно, что и сам период Просвещения в некоторых странах называли име-нами философов. Во Франции, например, этот период называли веком Вольтера, в Германии - веком Канта.
В истории человечества просветителей волновали глобальные проблемы: Как появилось государство? Когда и почему возникло неравенство? Что такое прогресс? И на эти вопросы находились столь же рациональные ответы, как и в тех случаях, когда речь шла о "механизме" мироздания.
В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гу-манности и возлагало большие надежды на магическую силу воспитания.
В области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни - освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед за-коном, перед человечеством. Эпохе впервые пришлось решать в столь острых формах давно известный вопрос о достоинстве человека. В разных сферах дея-тельности он трансформировался по-разному, но неизбежно приводил к принци-пиально новым, новаторским по своей сути открытиям. Если говорить об искус-стве, например, то не случайно именно эта эпоха столь неожиданно для себя, но столь результативно вынуждена была откликнуться не только на проблему "ис-кусство и революция", но и на проблему художественного открытия, рожденного в недрах формирующегося нового типа сознания.
Просветители были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма, сенсуализма (основой познания и поведения считали ощущения) и даже божест-венного провидения (уповали на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный рег-ресс. Отсюда и своеобразие конфликта между историческим сознанием эпохи и вырабатывавшимся ею же историческим знанием - конфликта тем более обост-рявшегося, чем обстоятельнее определяла сама эпоха свои исторические пред-почтения, особую роль в текущем и грядущем развитии человечества.
Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонно-стях и предпочтениях. Это, прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам вся-кого рода, неприятие догм, в том числе церковных.
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав, политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной, прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации.
Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов. Разнообразны были и условия, в которых они жили. В каждой стране просвети-тельское движение носило отпечаток национальной самобытности.
2. Особенности Просвещения в странах Европы
2.1. Английское и Шотландское Просвещение
Особая роль Англии в истории Европейского Просвещения заключалась, прежде всего, в том, что она была его родиной и во многих отношениях перво-проходцем. В Англии в XVII-XVIII вв. после революции и гражданских войн сгладились резкие противоречия в обществе. Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Английская церковь не про-тивопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это способствовало культурному развитию страны, поскольку позволяло сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранитель-ницей которых выступала церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение. Все это делало Англию своего рода образцом общественного прогресса. Не слу-чайно в XVIII в. все основные течения английской общественной мысли находи-ли свое продолжение и развитие в других европейских странах.

Содержание

1. Зарубежая культура эпохи Просвещения 3
1.1. Главные ценности эпохи Просвещения 3
2. Особенности Просвещения в странах Европы 7
2.1. Английское и Шотландское Просвещение 7
2.2. Французское Просвещение 9
2.3. Просвещение в Германии 11
2.4. Русское Просвещение 13
Литература 16

Литература

Литература
1. Губман Б.Л. Западаная философия культуры ХХ в. Тверь, 1997 Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М., 1996
2. Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993.
3. История мировой культуры: наследие Запада. М., 1998.
4. Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996 Левяш И.Я. Культуроло-гия. Курс лекций. Минск, 1998
5. Культурология. История мировой культуры. // Под ред. Марковой А.Н. - М., 1995. Культурология // Под ред. Радугина А.А. -- М., 1998.
6. Нэсбитт Д., Эбурдин П. Мегатенденции: Год 2000. М., 1991. 39.
7. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии - М., 1997.
8. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. М., 1998 Хрестоматии и антологии по теории культуры Антология исследования культуры. Т.1.
9. Самосознание европейской культуры ХХ века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991
10. Самосознание русской культуры // Под ред. И.Ф. Кефели и др. - СПб, 1999.
11. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М., 1998
12. Теория культуры: Отечественные Исследования. М., 1996
13. Философия культуры: становление и развитие // отв ред. Каган М.С. - СПб, 1998.
14. Чешков М.А. Развивающийся мир и посттоталитарная Россия. Новые конфигурации мирового пространства. В поисках глобального и теоре-тического синтеза. М., 1994.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  


Похожие работы

Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Культура и природа Реферат 2008 16 Интститут Управления и права 500 Купить Реферат на заказ
Американизация" как явление современной культуры Реферат 2008 19 Государственный Университет Телекоммуникации и Информатики 500 Купить Реферат на заказ
культурология реферат Реферат 2008 17 Москва 500 Купить Реферат на заказ
Современная культура Греции 20-21 вв. Реферат 2008 13 РГТЭУ 500 Купить Реферат на заказ
Влияние буддизма на искусство Индии. Реферат 2008 17 Москва 500 Купить Реферат на заказ
Архитектура Древней Греции Реферат 2008 22 СПб 500 Купить Реферат на заказ
Античная культура: духовные и эстетические принципы Реферат 2008 16 Москва 500 Купить Реферат на заказ
специфика и значение этнологии Реферат 2008 19 МГУКИ (Москва) 500 Купить Реферат на заказ
Ислам: образ жизни и стиль мышления Реферат 2008 22 МАИ 500 Купить Реферат на заказ
Понятие культуры и цивилизации в истории филосовского анализа культуры Реферат 2009 29 МЭФИ (Самара) 500 Купить Реферат на заказ

Заказать Персональную Работу